Культор

Озеро Иссык-Куль-->Культор

От развилки истоков Каракола до ледника Джигит, стекающего со склонов одноименной вершины, 6,5—7 часов хода. Возле слияния обоих истоков Каракола надо переправиться через Онтор. Обычно здесь лежит большой ствол ели, скользкий и мокрый; поэтому переправляться лучше с охранением из веревочных перил. Немного выше развилки истоков Каракола через два рукава Культора перекинуты мосты. Скотопрогонная тропа идет по обоим берегам Культора. Ущелье вначале узко, тропа круто поднимается вверх, река мчится по камням в пене и брызгах. На протяжении первых 4 км через Культор перекинуто четыре моста.

В 2 км от развилки истоков ущелье Культора круто поворачивает вправо (по ходу), в 3 км — палатки чабанов, в 4 км — последний мост через Культор. Дальше надо идти по левому берегу реки. Вскоре на высоте 2800— 2850 м у реки Шаркартма верхняя граница леса. На протяжении 3 км от последнего моста тропа пересекает две древние перемытые морены; теперь они сложены из крупнообломочного материала. С морен открывается вид на гребень Терскея восточное вершин Бригантина и Джигит; сами вершины скрыты за поворотом ущелья Культора. Вторая конечная морена перегородила ущелье и подпрудила реку, образовав озеровидное мелководное расширение; озеро отмирает, заиливается и зарастает травой. Очевидно, это озеро и дало название Культору (тюрк. “Озерное урочище”). Здесь последние чахлые кустики лапчатки, ивы и караганы, а выше, на древней морене, — и арчи. Дальше древесного топлива нет.

За озером широкое и ровное ущелье Культора пересекают две “каменные реки” крупных обломочных материалов.

Выше озера река Культор прорезает деревянный ригель (скалистый порог) на дне долины, образуя неглубокий каньон с водопадами. Выше водопадов за поворотом ущелья открывается великолепный вид на Джигит, Альбатрос, Бригантину и другие вершины Терскей-Ала тау. Палатку удобнее разбить у слияния двух истоков Культора (высота 3120 м), в 1,5 км от конца ледника Западный Культор под Джигитом; выше этого места дно ущелья сплошь усеяно камнями.

Иссык-Куль

Население и хозяйство Прииссыккулья

Вокруг Иссык-Куля.По южному берегу Иссык-Куля

Северный берег Иссык-Куля

Маршруты по ущельям и перевалам Терскей-Алатау